ООО «ПозитивПроект»
Ландшафтный дизайн и озеленение
  • Телефоны:
    +7 (495) 796-58-82
  • +7 (925) 279-81-02

Главная » Статьи » Ландшафтная архитектура » Арбоскульптура

Арбоскульптура в ландшафтном дизайне

Для того чтобы украсить свой участок деревьями особенной формы, в ландшафтном дизайне используют разные способы. Наиболее известный и распространенный вариант – стрижка кроны, с помощью которой можно получить как просто аккуратную живую изгородь, так и самые настоящие зеленые скульптуры, изображающие людей и животных. Однако придавать форму деревьям можно еще и посредством изменений, связанных со стволами и ветвями. В процессе роста эти части растения определенным образом направляют, обрезая лишние и культивируя нужные побеги, в результате чего получаются интереснейшие арт-объекты, способные украсить сад самого требовательного и привередливого хозяина.

Технологические особенности арбоскульптуры

Термин «арбоскульптура» произошел от латинского слова arbour, означающего «дерево». Действительно, именно живое дерево является в этом виде искусства и материалом, и результатом наших манипуляций. Приступая к работе над скульптурой, дизайнер, первым делом, рисует эскиз в соответствии со своим замыслом. Это может быть любой предмет быта, мебели, фигура человека или животного и даже подобие здания. Части данного объекта должны соотноситься со стволом и ветвями того или иного дерева.

Арбоскульптура

Важной частью в ландшафтном проектировании является выбор вида и сорта растения, из которого будет формироваться арбоскульптура. При этом художник должен отлично ориентироваться в свойствах каждого дерева. Приступая к работе, необходимо учитывать скорость и ритм роста, особенности естественного формирования кроны, условия произрастания. По опыту ландшафтных дизайнеров компании "ПозитивПроект", без этого невозможно правильно рассчитать все тонкости подгонки ветвей будущей скульптуры в соответствие с эскизом.

Для достижения цели мастера арбоскульптуры используют различные каркасы, шпалеры, которые помогают направлять рост стволов и веток. Каркасы выполняются из металла и имеют ту форму, которая соответствует изначальному замыслу скульптора. Важным методом работы является сращивание ветвей. С его помощью можно сформировать различные элементы округлой формы, например, выполнить имитацию головы человека. Также сращивание незаменимо при возведении из живых стволов плотных стен, например, беседок или ширм. Еще один прием в арсенале мастера – обрезка новых ветвей, которые не вписываются в задуманный образ. Принцип, по которому скульптору от исходного материала следует отсекать все лишнее, работает и в этом виде искусства.

Стволы и ветви – главное выразительное средство арбоскульптуры, но не забывают ландшафтные дизайнеры и о корнях. Бывает, что корневая система деревьев поднимается над поверхностью почвы, в этом случае ее тоже можно использовать для формирования арт-объекта. Данный прием очень выгоден, так как корни переплетаются проще и быстрее, работать с ними легче, чем с другими частями деревьев. Стоит отметить, что манипуляции с корнями возможны только в странах с теплым климатом, где обнажение корневой системы не грозит растению обморожением. В России дерево с открытыми корнями просто не перезимует.

Аксель ЭрландсонСоздание арбоскульптуры в ландшафтном дизайне и проектировании – длительный процесс, что связано, конечно, с небольшой скоростью роста деревьев. Для того чтобы увидеть результаты своего труда, вам понадобится около десяти лет планомерной работы с растением.

Арбоскульптура в ландшафтном дизайне вчера, сегодня, завтра

Появившись в начале двадцатого века, это занятие постепенно распространялось по Европе и к настоящему моменту стало достаточно популярным хобби для западного зарубежья. Первыми выращивать деревья в соответствии с заданным образом придумали Джон Крубсак и Аксель Эрландсон.

В Америке даже имеется целый парк, где можно увидеть деревья самых удивительных и непредсказуемых форм. Называется он «Цирк деревьев». Будучи организованным Акселем Эрландсоном в 1947 году, со временем он стал известнейшей в Калифорнии достопримечательностью, на которую съезжаются посмотреть тысячи туристов со всего света. А начиналось все с простой случайности: обычный фермер Эрландсон у себя в саду переплел стволы сикоморы, что было с энтузиазмом воспринято соседями. Вдохновившись успехами в плетении ветвей деревьев, садовод забросил все свои занятия и полностью посвятил себя новому делу.

В последнее время идея начала набирать все большие обороты. Так, в 1996 году Питер Кук и Беки Нортей открыли проект «Pooktre». Дизайнеры работали со сливой, черемухой, рябиной, сикоморами и т.п. Арбоскульптором с мировым именем можно назвать Ричарда Римса. Деятельность талантливых дизайнеров привела к тому, что арбосклуьптура стала осознаваться как полноправный прием ландшафтного дизайна: в садах и парках разных стран стали появляться живые арт-объекты.

До России такие изыски еще не дошли в полной мере. У нас только-только узнают о арбоскульптуре как виде искусства и великолепной возможности украсить приусадебный участок чем-то необычным и уникальным. Начинают дизайнеры ландшафтной компании "ПозитивПроект" с создания относительно простых объектов, например, деревьев с переплетенными стволами. В средней полосе России это может быть рябина, черемуха или ива. По мере роста стволы заплетают, в результате чего получаются довольно интересные композиции. В процессе ландшафтного проектирования вам могут предложить вырастить целую живую беседку из посаженных по кругу деревьев: для этого заплетают не только стволы, но и верхние ветви кроны, формируя купол крыши сооружения. В такой беседке вполне можно укрыться не только от летней жары и чужих взглядов, но и от дождя. Более сложных арбоскульптур в нашей стране, к сожалению, пока не создают. Однако стоит надеяться, что дизайнеры не обойдут стороной такой перспективный прием, и в скором времени у нас тоже появится живая садовая мебель и музеи под открытым небом с сотнями живых экспонатов.

Поктре: интересно, увлекательно, перспективно

Отдельно стоит сказать о таком подвиде арбоскульптуры, как поктре – искусстве выращивания живой мебели. Первый человек, которому удалось достичь поставленной еще сто лет назад цели сидеть на живых стульях и за живыми столами, был Питер Кук. Свою карьеру мебельного мастера-садовода он начал в 1987 году, вырастив из дерева оригинальное кресло: его основанием-ножкой является толстый ствол, исходящие от которого изогнутые ветви формировали плоскости сидения и спинки, а также поручни кресла. Еще одна замечательная идея Кука – живые рамы для зеркал. Ствол раздваивается, две ветви описывают овал или круг, а вверху срастаются, образуя оригинальную оправу для зеркального полотна.

Поктре

Сегодня из деревьев выращивают табуреты, стулья, кресла, столы, вешалки для холла и разнообразные предметы быта. Все это уникальная дизайнерская мебель и эксклюзивный декор интерьера. Каждый такой предмет неповторим, производится несколько лет, а потому имеет немалую стоимость. Конечно, позволить себе купить подобную вещь может не каждый, а вот попробовать вырастить на своем приусадебном участке простую, но от этого не менее привлекательную арбоскульптуру, вполне доступно для любого садовода.

Дизайн и проектирование
Дизайн и проектирование
Посадка деревьев
Посадка деревьев
Уход за садом
Уход за садом
Зеленые изгороди
Зеленые изгороди
Москва, ул. 13-я Парковая, д.27 к.1
+7 (495) 796-58-82
+7 (925) 279-81-02
E-Mail: legenda_1@mail.ru
© 2003-2017 г. Москва
ООО "ПозитивПроект" - ландшафтная компания.
Яндекс цитирования